Подогревая интерес к релизу, пресс-служба NASA за последние месяцы вела активную деятельность в сети: то в инстаграме выложат фотографии с просмотра “Марсианина” астронавтами на МКС, то во время выступления президента РФ Путина на 70 Генеральной ассамблее ООН объявят о найденной на Марсе солёной воде.
Всё это выглядело так, словно продюсеры картины часть $108-милионного бюджета потратили на контракт с SMM-щиком NASA. Хотя, скорее всего, здесь всё происходило наоборот. И если раньше я ещё сомневалась в этом, то после просмотра лишь утвердилась во мнении: фильм снят по заказу NASA.
осторожно, дальше возможны спойлеры!
Продакт-плейсмент в “Марсианине” один - NASA. И немного Starbucks в угадываемом силуэте кофейного стаканчика. NASA и флаги США повсюду, даже в трансляции с Трафальгарской площади в Лондоне =)
Ридли Скотт, убеждавший нас в 1979, что в космосе никто не услышит твоего крика, в 2015 спасает рядового ботаника Марка Уотни, потерянного экипажем во время бури на Марсе. Здесь тоже никто не слышит стонов Марка, пока он достаёт из живота инородный предмет, не замечает солёных слёз, т.к. финансирование программы ARIES в связи с возвращением команды прекращено. Этому пытается противостоять герой Чиветеля Эджиофора - Винсент Капур - (”папа индус, мама баптистка, поэтому я верю нескольким богам”) очень прозаически выступая за продолжение исследований Марса: “пока все помнят Марка Уотни, надо продолжать, нас поддерживает его семья, а через год все его забудут”. В точности как и с фильмами в Голливуде - пока все помнят оскаровский успех “Гравитации” и теряющих для роли вес актёров, надо снимать на тему космоса и испытания человеческого духа. И ничего, что Мэтт Дэймон далеко не Макконахи, вместо него разденем тощего дублёра, и отрастим бороду, чтобы придать сходства с ДиКаприо, а чтобы академики не перепутали их всё же, мы её сбреем к концу.
После премьеры в Москве российские космонавты Юрчихин, Самокутяев, Скворцов отметили, что истина “Марсианина” в том, что космос нужно осваивать, сплотившись, подтверждение тому интернациональный коллектив МКС:
“Здесь прослеживается правильная мысль - взаимопомощь. Экипаж - это экипаж. Для нас это очень важно. Потому что мы работаем в международном экипаже, и там, где ошибка одного, там может быть гибель всего экипажа”.
“Если решение было бы за экипажем - не хочется, чтобы подобная ситуация повторялась, но было бы то же самое. То, что решение может найтись моментально - так и есть”.
“Здесь четко прослеживается нить, что человек, опираясь на те знания, которые получил на Земле, которые он переварил через себя, он смог это применить в жизни. И эти знания, которые на Земле ему бы никогда не потребовались, например, выращивать картошку - они ему спасли жизнь”.
“Сюжетная линия фильма построена не на персональных качествах космонавта, а на мировоззрении, понимании мира и силе духа. В безвыходной ситуации всегда есть выход - в космосе, дома, на работе, в семье, - выход есть всегда”.
Фильм рассчитан на широкую аудиторию, конечно, у нас некоторые моменты, мягко говоря, вызывали некоторую улыбку, мы переглядывались, но мы понимаем, что даже для близких нам людей это интересно".
“Ребята когда увидели скотч... ))) что самое главное в космосе? Вы думаете инструменты? Нет. Шутка астронавтов и космонавтов: лучше скотча и велкро* никто не придумал ничего. Grey tape - это элемент №1 в космосе.
“Очень много элементов использовалось, которые используются у нас: скафандры, всевозможные модули, похожи очень”.
А теперь больше о схожести фильма “Марсианин” и миссии NASA на Марс. Все публикации сделаны на официальной странице NASA в fb.
Скафандр главного героя (слева) и прототип (справа)
Стартовая площадка для запуска космического корабля на Марс: в фильме (слева) и космический центр Кеннеди (справа)
Центр управления полётами (ЦУП по поддержке миссии Aries3 на Марс в фильме - слева, ЦУП по поддержке многоцелевого пилотируемого корабля Orion миссии на Марс - справа)
Одиночество на Марсе (слева) и изолированные испытания на Гавайях
Марсоход (слева - в фильме, справа - испытываемый на Земле)
Миссия ботаника (слева - выращивание картофеля на Марсе, справа - сбор урожая салата-латука на космической станции. Эти растения испытывают так называемый "орбитальный фотопериод" МКС, когда циклы повторяются каждые 90 минут: 60 минут яркого света и 30 минут темноты. Посевы выращивают по гидропонной технологии (без почвы) и поливаются гидропонным раствором путем капельного орошения.)
Вы ещё сомневаетесь, что фильм заказан NASA? ))) Тогда мы точно летим на Марс!
Поскольку в американской версии в космосе нет места старикам - россиянам, где-то во Вселенной существует иная версия “Марсианина”, чей сценарист Михаил Расходников обвинил в плагиате авторов фильма и подал в суд иск на компанию XX Century Fox. Если вы уже посмотрели американскую версию - оцените разницу.
“Марсианин” - это история Робинзона Крузо будущего. Вся Земля уже, практически, изучена, необитаемые острова (после массового переселения беженцев в Европе их уже точно нет) сами уже стали фантастикой. Поэтому одиночество и спасение человека, главная тема американского кинематографа, проникает всё дальше в космос, чёрные дыры и другую реальность.
Ридли Скотту удалось избежать технических нюансов возвращения на Землю, из-за которых ругали ту же “Гравитацию”. Но когда после Sol 461 на экране показывают субтитр “День 1″, это вызывает улыбку, как монтаж у мистера Фёрста в “Человеке с бульвара Капуцинов”.
Кто-то заметил отражение оператора в скафандре, меня же полфильма отвлекало свечение экрана мобильного телефона соседа по ряду.
Кстати, о “Гравитации” - общаясь с вышедшими на пенсию сотрудниками Роскосмоса во время экстремальной экспедиции “Найти упавшую звезду” по встрече космонавтов Геннадия Падалки, Андреаса Могенсена и Айдына Аимбетова на Земле, я намеренно задала увлечённым космосом мужчинам вопрос о “Гравитации”. Мне ответили, что это мультфильм, т.е. сказка. Да я и сама это изначально понимала, когда героиня Буллок встала и пошла в финале. И тем более, когда я увидела приземление наших космонавтов и операцию по их спасению, когда внутри тесного “объекта” - пилотируемого спускаемого аппарата - просто невозможно повернуться, а во время спуска испытываемая космонавтами перегрузка настолько сильна, что их банально вынимают из кресел. О том же говорит и Марк Уотни, герой “Марсианина”, “самый быстрый астронавт на Земле”, переживший нагрузку в 12g: “У меня сломаны рёбра”. Те же члены экспедиции в противовес “Гравитации” назвали “Интерстеллар” фантастическим фильмом, заметив, что допускают происходившие в нём события, и привели в пример сегодняшних нас: “Раньше мобильный телефон был фантастикой, а сейчас два дня в степи без связи для всех уже проблема”.
Так высока была пропаганда изучения космоса в Советском Союзе, что сложнее найти сейчас человека, не мечтавшего стать космонавтом, чьё детство пришлось на 80-ые. Трансляции запуска ракет с Байконура в вечерних 10-часовых новостях, взрыв "Челленджера", встречи космонавтов на аркалыкской земле – это была лишь официальная сторона.
Гораздо глубже в подкорку проникали идеи из фантастических книг и фильмов.
"Гостья из будущего" с бездонными глазами, "Тайна третьей планеты" тоже с Алисой, и километры плёнки с другими фантастическими кинолентами разжигали интерес к загадочному космосу. 90-ые погасили в нас этот огонь. В XXI веке запуски стали такой обыденностью, что нас волнует лишь изменение погоды после очередной “дырки в небе”.
”Марсианин” же пробивает путь к юному поколению, вкладывая главную мысль - нужно учиться и изучать науку, ботанику в том числе, без науки нет жизни. А для их родителей, в чьём сердце ещё жива мечта о полёте в космос, саундтреком звучит “дурацкая диско-музыка Льюис”. “Можно же было взять музыку из ЭТОГО века???!!!”
И теперь уже фраза "Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – это науке не известно. Наука пока ещё не в курсе" из афоризма превратилась в вызов человечеству.
PS Не уходите из зала после титров, там вас ждёт микрофинал с персонажами на Земле
*велкро - текстильная застёжка, на Международной космической станции велкро используется для крепления предметов к стенам. Мы на Земле называем её “липучкой”. На российском сегменте МКС ворсистой частью липучки оклеены все стены. А на инструменты, карандаши, прочие предметы с помощью специальной липкой подложки прикрепляется крючковатая часть.