В нашей стране всё должно быть великим, как степь – идеи, сметы, бюджеты, но внезапно появляется одиночка, пытающийся перевернуть сознание кинозрителей.
Алему Даулеткулову всего 26 лет. Или уже 26?
- Я родился и вырос в Алматы. По образованию я финансист, а кино для меня – это увлекательное хобби. Несколько лет назад я подрабатывал статьями о кино в российских журналах пока они, к сожалению, не закрылись. В данный момент я работаю оператором колл-центра в страховой компании, а кинофестивалем занимаюсь в свободное время. Сначала я вынашивал идею обыкновенного жанрового фестиваля, но уходящий год был, на удивление, щедрым на хорошие жанровые картины в отечественном прокате: «Прочь», «Моя девушка – монстр», «Перестрелка», «Сплит». Поэтому я обратился к малобюджетному кино, которое у нас до сих пор ассоциируется только с жанром трэш.
– Что повлияло на ваше решение заняться подобным фестивалем?
- Жанровые кинофестивали достаточно популярны по всему миру, однако я еще не встречал фестиваль, который специализируется только на малобюджетном жанровом кино. Так что можно сказать, что я его сам придумал. Мне нравится делать что-то свое. Меня никогда до конца не устраивало, как организаторы местных фестивалей подходят к отбору фильмов. По устоявшемуся мнению, фестивали должны поднимать глобальные проблемы, вроде нищеты, нетерпимости и социальной несправедливости, а в их программах должны быть только фильмы, переполненные проникновенным реализмом и узнаваемыми характерами. Это всё, конечно, замечательно, но при таком эстетическом подходе игнорируются интересные жанровые картины, которым не светит попасть в широкий прокат.
Я ничего не имею против авторского кино, но я также строго верю в фильмы в духе эскапизма, помогающие зрителям напрочь забыть о своей жизни и своих проблемах, перенестись в неизвестный мир, далёкий от своего собственного. Почти на каждом крупном международном кинофестивале, вроде «Санденса» или фестиваля в Торонто есть программы так называемого «Полуночного кино», где показывают боевики, научную фантастику и ужасы. Так что там зрители, если захотят, могут днём посмотреть новый фильм Мартина МакДона, потом – «Дюнкерк», а вечером – «Пусть трупы загорают!» Катте и Форцани. Мне бы хотелось, чтобы и у нашей фестивальной аудитории была такая возможность.
Программу фестиваля можно посмотреть здесь
- Что означает название фестиваля?
- Изначально, это отсылка к ленте Амира Шервана «Голливудский полицейский» – одному из самых ужасных фильмов в истории, но, тем не менее, обладающему высокими развлекательными качествами – настолько не компетентно он снят. Однако само выражение TumsFestival– это дань уважения ребятам из RedLetterMedia, который, по моему мнению, является лучшим каналом на YouTube. Да, и вообще, название фестиваля не имеет глубокого значения. Я выбирал его с таким расчётом, чтобы не загонять им себя в какие-либо рамки и примерно в это же время на канале RLM появился их обзор на «Голливудского полицейского», где эту фразу довели до абсурда, произнеся несколько десятков раз. Кстати, посмотрите этот обзор – не пожалеете.
- Кого вы хотите видеть на фестивале?
- Я буду рад каждому, кто придёт на мой фестиваль, но, конечно, надеюсь, что мне удастся привлечь внимание истинных поклонников кино, которые с одинаковым интересом относятся ко всему, что происходит в кинематографе и не страдают от каких-то предубеждений, мол, что кино должно быть только таким, каким они считают и никаким другим. Хочу, чтобы пришла молодёжь, которая желает расширить свой кругозор и которой не хватает таких событий в нашем городе.
Вы, вроде бы, предлагали пригласить на фестиваль чиновников из Министерства культуры, но я не думаю, что для них это будет интересно. Им лучше изучать государственные модели кинофикации таких европейских стран как Франция или хотя бы почитать замечательную книгу Жоэля Шапрона «Французский кинотеатр – аншлаг длиною в век» на эту тему. А вот для молодых отечественных кинематографистов и студентов киновузов, которые хотят снимать свои фильмы без государственной поддержки эти показы наоборот могут стать очень познавательными.
Мы живём в такое время, когда человек, который действительно мечтает снимать кино, может это делать. Но чтобы показываться в кинотеатрах, люди должны понимать, что их картины должны соответствовать определенному уровню. У большинства фильмов из программы фестиваля сложилась успешная прокатная судьба у себя на родине, поэтому они наглядно демонстрируют, как при помощи креативного мышления можно снять качественный фильм даже при минимальном бюджете. Пробудить в людях креативность довольно не просто, но я считаю, что большинство людей, работающих сейчас в киноиндустрии, начали заниматься этим не из-за влияния таких мастеров, как Хичкок или Кубрик, а после просмотра фильмов Кевина Смита, Сэма Рэйми, Роберта Родригеса, Дэвида Уэйна. То есть тех режиссеров, которые придали им уверенности в своих силах, показав, что можно снимать без огромной съемочной группы, а лишь при помощи талантливых друзей и подручных средств.
- Как вы находите фильмы?
- К сожалению, разъезжать по международным фестивалям у меня нет возможности. Но есть интернет – можно легко найти всю необходимую информацию. Предпочтение отдаётся картинам, у которых ещё не появились российские дистрибьюторы, так как у меня нет особого интереса показывать фильмы, которые благополучно доберутся до отечественного проката через пару месяцев после окончания фестиваля. Затем я связываюсь с создателями заинтересовавших меня фильмов и рассказываю им о фестивале, его целях и задачах. Идея проведения жанрового кинофестиваля в Казахстане для них достаточно безумна, чтобы как минимум привлечь их внимание. Далее я просматриваю фильмы в виде скринеров, после чего начинается обсуждение всех условий участия в фестивале, подписываются соглашения и т.д. На самом деле это не самая сложная часть работы, но она требует много терпения.
Когда что-то не получается, я стараюсь не унывать и вместо этого концентрирую все свои усилия на самом важном, а именно – проведении качественного кинопоказа, чтобы показать каждый фильм на лучших возможных носителях, причём на языке оригинала с субтитрами.
Единственное, о чём я по-настоящему жалею, так это о том, что мне не удалось заполучить в программу хотя бы одну отечественную картину. Для меня очень важно, чтобы в фестивале участвовали казахстанские режиссёры, так что, надеюсь, что в будущем всё будет по-другому.
- На чём основано ценообразование - наши читатели уже посетовали, что не всем будет по карману посмотреть всю программу фестиваля из 6 фильмов. Обычно на фестивалях стоимость билетов символическая. Не боитесь ли вы отпугнуть зрителя? Потянут ли те же студенты 5 000 тенге за абонемент - для студентов это не такая уж маленькая сумма?
- Я прекрасно понимаю людей, которые приходят, смотрят на цены и уходят. Однако я придерживаюсь ценовой политики кинотеатра Chaplin Mega Park, которая, к слову, далеко не самая высокая в городе. При этом администрация кинотеатра и так пошла мне навстречу – не стала повышать стоимость обычных билетов и предложила специальный молодежный абонемент, чтобы по студенческой карте «Онай» можно было приобрести билет всего за 850 тенге.
Ниже цену я бы не делал, потому что иногда я посещаю разные недели зарубежного кино, где стоимость билетов символическая, либо вход, вообще, бесплатный и, практически, всегда в зал набиваются люди, которым просто нужно где-то пересидеть пару часов до следующей тусовки. Они позволяют себе переписываться по WhatsApp и громко разговаривать по телефону прямо во время показа – им это абсолютно не важно. А вот если люди готовы заплатить за билет 1700 тенге, значит для них это, действительно, интересно.
Так как подобный фестиваль проводится у нас впервые, для меня сейчас важнее не заполнить залы, а найти правильную, а не случайную для него аудиторию. Только так я сумею понять есть ли смысл проводить фестиваль в следующем году – тогда обещаю постараться дотировать стоимость билетов из фестивального бюджета.
- Будет ли этот фестиваль ежегодным в Алматы?
- Увидим, главное – реакция зрителей. Приходите посмотреть хорошее кино. Я почти уверен, что больше эти фильмы не будут демонстрировать в Казахстане. Не стесняйтесь после показов подходить ко мне и делиться своими впечатлениями – я хочу, чтобы вы почувствовали себя частью фестиваля.
Интервью: Дина Сабирова
Приобрести билеты на #TumsFestival можно онлайн.