Фото © Sputnik/ Алексей Филиппов
Сарик Андреасян:
В 1988 году мне было четыре года, я ходил в садик в Ереване. Хорошо помню: когда начало трясти, страха не было, потому что я не очень понимал, что происходит. Моя мама работала в то время в садике, была моим воспитателем. Она стала выводить всех детей из сада, а я почему-то отстал от группы. Помню, как мама забежала обратно в сад, схватила меня, и мы вместе побежали. В это же время из соседней школы, где учились мои два старших брата, все выбегали на улицу. Никто на тот момент не понимал масштаба происходящего. Потом уже, дома, было много разговоров о землетрясении, родители, родственники собирали продовольствие, одежду и возили в разрушенные города.
В Казахстан мы уехали как раз после землетрясения. Но каждый год, несколько раз в год я приезжал в Армению к бабушкам и дедушкам. Как рассказывала мама, мы даже стояли в очереди на усыновление четырех детей.
Спитак, 7 декабря 1988. Фото fb.ru
Этот фильм о трагедии. Сложно было психологически. Я очень долго думал о том, что такой фильм надо снять. Потому что после 1988 года каждый год 7 декабря все вспоминали о землетрясении в Армении. Даже после развала СССР это было. А потом это стало постепенно затихать, что, на мой взгляд, неправильно. Помня трагедию, мы проявляем уважение к людям, которые через это прошли, людям, жизнь которых тогда оборвалась. Это дань памяти. Поэтому мы старались сделать все максимально правдиво. И это было непросто.
Некоторые города, например, Спитак, были отстроены полностью заново. Нечего было восстанавливать – всё было разрушено до основания. Армения – сейсмическая зона, была и остаётся. Поэтому высотные, многоэтажные дома там теперь строят меньше. В Ленинакане, например, больше нет ни одной шестнадцатиэтажки. После катастрофы без крова осталось порядка 500 тысяч человек. На сегодня ещё есть небольшое количество семей, которым требуется помощь. Но, в целом, всё восстановлено.
- В трейлере фильма водитель крана из Ростова произносит фразу, что мужики соляру бесплатно заливали, когда узнавали, куда он едет. Помогали ли вам бесплатно, когда узнавали, какой фильм вы снимаете?
- Да, очень многие откликнулись. Для жителей Армении это очень важная тема, и они, безусловно, старались нам во всём помочь. Например, все локации, которые мы там снимали – нам дали бесплатно.
Фото kinoteatr.ru
- Съёмки в Армении обходятся дешевле, чем в России – рабочая сила дешевле, локации дешевле. Но, в то же время, есть проблема – основную технику и глав департаментов съёмочной группы приходится привозить с собой. А это дополнительные затраты.
Совместно с несколькими партнерами сейчас мы продюсируем комедию “Счастья! Здоровья!". В ней будет три новеллы о традиционных национальных свадьбах – армянской, еврейской и русской. Армянскую свадьбу снимал армянский продакшн продюсера Айка Марутяна. Он очень известный продюсер в Армении и за её пределами. Его продакшн снял, например, комедию "Супер-мама", которая стала рекордсменом по сборам.
На данный момент в Армении всего четыре кинотеатра. Есть вот какая статистика – на два миллиона жителей максимальное количество проданных билетов на один фильм составило порядка 250-300 тысяч. Это как раз фильм "Супер-мама". И большинство зрителей, как и везде, были молодые люди. То есть тренд такой же, как и во всём мире, аудитория кинотеатров - это молодёжь.
В первую очередь, зритель ходит на местные армянские комедии. В принципе, местные ленты – самые популярные. Но также востребована и голливудская продукция.
- В вашем проекте “Защитники" снимался казахстанский актёр Санжар Мадиев. Как отработал Санжар на съёмках вашей картины?
- Санжар – замечательный актер. Вдумчивый, собранный, талантливый, невероятно пластичный. Он долго готовился к съёмкам, было много тренировок, жесткий режим. Я очень доволен тем, что именно Санжар играет роль Хана. И я его уже рекомендую своим коллегам. Совсем недавно Санжар снялся в сериале наших партнеров – компании "Марс медиа". Это большой дорогой исторический проект "Золотая Орда". И я с огромным удовольствием порекомендовал его продюсерам как отличного актера.
Фото из твиттера Санжара Мадиева
Планируете ли привлекать других казахстанских актеров к сотрудничеству?
Если это будет уместно в рамках российского кино – с огромным удовольствием. Либо, если мы будем делать полноценную копродукцию с Казахстаном, как только что работали с Арменией по фильму "Землетрясение", то там найдется место многим актерам.