Тарковский на большом экране в Алматы

 

Киноцентр “Арман” приготовил алматинцам шикарный подарок - в первых числах апреля нам покажут фильмы Андрея Тарковского.

1-4 апреля 2017 "Иноекино" предоставит зрителям уникальную возможность увидеть отреставрированные специалистами студии "Мосфильм" версии четырёх фильмов Андрея Тарковского на большом экране. В программу вошли фильмы, снятые до переезда Тарковского в Италию: "Андрей Рублев", "Солярис", "Зеркало" и "Сталкер".

 

АНДРЕЙ РУБЛЁВ -  1 апреля 2017, 17:00

СССР, 1966

Режиссер: Андрей Тарковский

Автор сценария: Андрей Кончаловский, Андрей Тарковский

В ролях: Анатолий Солоницын, Иван Лапиков, Николай Гринько, Николай Бурляев

Оператор: Вадим Юсов

Композитор: Вячеслав Овчинников

 

 

Фильм описывает средневековую Русь в начале XV века — с 1400 по 1423 годы, увиденную глазами монаха-иконописца Андрея Рублёва. Мир, выстраиваемый Тарковским, наполнен анахронизмами и неожиданными для канонического представления о средневековье деталями — и именно это отступление от исторической и этнографической правды придает повествованию живость и гармонию.

 

"Андрей Рублев" — это история художника, окруженного людьми, исповедь творца, полная искренности и отчаяния. Для Тарковского "Андрей Рублев" был лишь второй работой (после дебютного "Иванова детства"), что заставляет в очередной раз удивиться таланту и мощи молодого режиссера. Прокатная судьба фильма оказалась не очень простой: в 1967 году состоялась премьера, которая в министерских кругах оставила довольно смешанные чувства. Съемочная группа была обвинена в пропаганде насилия и жестокости, а фильм — перемонтирован, сокращён и отправлен "на полку". Широкая премьера восстановленного фильма состоялась только в 1987 году, через 20 лет после окончания съемок. Еще через 20 лет восстановленная версия, выполненная на "Мосфильме”», демонстрировалась на кинофестивале в Леоне.

 

Вадим Юсов, оператор фильма, посмотрев отреставрированного "Андрея Рублева", говорил: "У вас получилось то изображение, о котором мы с Андреем мечтали, но не смогли сделать".

Картина получила приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале 1969 года, где фильм демонстрировался вне конкурса, и премию французской критики "Приз Леона Муссинака" как лучший иностранный фильм, показанный на экранах Франции в 1969 году.

 

СОЛЯРИС - 2 апреля 2017, 17:00

СССР, 1972

Режиссёр: Андрей Тарковский

В ролях: Донатас Банионис, Наталья Бондарчук, Юри Ярвет, Владислав Дворжецкий, Николай Гринько, Анатолий Солоницын, Ольга Барнет

Оператор: Вадим Юсов

Автор сценария: Андрей Тарковский, Фридрих Горенштейн

Композитор: Эдуард Артемьев, Иоганн Себастьян Бах

 

 

“Солярис" — этическая драма, снятая по мотивам романа Станислава Лема, поднимающая вопрос о соразмерности нравственного и технического развития человечества.

Сюжет фильма строится вокруг главного героя — Криса — прибывающего на Солярис, далекую планету, изучением которой занимаются трое ученых на огромной полузаброшенной орбитальной научной станции. Углубляясь в изучение неизвестного разума по ту сторону космического корабля, Крис все больше приближается к пониманию себя самого. Полный метафор и цитат как из мирового искусства, так и из творчества режиссера, урок Тарковского состоит в том, что "человеку нужен человек", а еще — в желании чувствовать, переживать и любить.

 

В создании реставрированной версии "Соляриса", премьера которой состоялась в 2016 году на Московском Кинофестивале, принимал активное участие оператор фильма Вадим Юсов, консультируя инженеров и художников по вопросам цветокоррекции и художественной целостности фильма.

 

"Солярис" является обладателем Гран-при Каннского кинофестиваля 1972 года и приза на XXVIII Международном кинофестивале в Карловых Варах в 1972 году.

 

 

ЗЕРКАЛО - 3 апреля 2017, 19:50

СССР, 1975

Режиссер: Андрей Тарковский

Автор сценария: Александр Мишарин, Андрей Тарковский

В ролях: Маргарита Терехова, Олег Янковский, Иннокентий Смоктуновский, Филипп Янковский

Оператор: Георгий Рерберг

Композитор: Эдуард Артемьев

 

 

Во многом автобиографичный, фильм "Зеркало" представляет собой мозаику снов и воспоминаний главного героя, связанных с его семьей, войной, историческими событиями и интимными переживаниями. Главные события в жизни Алексея — развод родителей, послевоенное детство — создают поток, на первый взгляд, разрозненных сцен, в которых события неожиданно сменяют друг друга, чередуясь с кадрами кинохроники. "Зеркало" — один из самых эмоциональных, личных и глубоких фильмов Тарковского, оказавший влияние на всю мировую культуру.

 

Фильм вызвал множество интерпретаций, которые складывались, в основном, благодаря сложной повествовательной структуре фильма. По словам самого режиссера, фильм "Зеркало" рассказывает о чувствах, связанных с близкими людьми, о его взаимоотношениях с ними, о вечной жалости к ним и невосполнимом чувстве долга.

Тарковский говорил: "Может быть, кино — самое личное искусство, самое интимное. Только интимная авторская правда в кино сложится для зрителя в убедительный аргумент при восприятии".

 

В 1980 году фильму "Зеркало" был присуждён приз "Давид ди Донателло" за лучший иностранный фильм, показанный в Италии. Картина была восстановлена в 2008 году на студии "Мосфильм".

 

 

 

СТАЛКЕР - 4 апреля 2017, 19:50

СССР, 1979

Режиссер: Андрей Тарковский

В ролях: Александр Кайдановский, Алиса Фрейндлих, Анатолий Солоницын, Николай Гринько.

Авторы сценария: Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, Андрей Тарковский (не указан в титрах)

Операторы: Александр Княжинский, Леонид Калашников, Георгий Рерберг

Композитор: Эдуард Артемьев

 

 

"Сталкер" — пятая из семи крупнейших работ режиссёра, которой открывается "поздний" период творчества Тарковского, представляет собой непрерывное и неторопливое повествование о пути и самый медленный road-movie в истории кино. Фильм снят по мотивам повести братьев Стругацких "Пикник на обочине" и рассказывает историю о таинственной Зоне, где могут исполняться желания: самые заветные, самые искренние, самые выстраданные. Туда отправляются трое героев — Профессор, Писатель и их проводник Сталкер, который зарабатывает на жизнь, организуя нелегальные экспедиции в Зону.

 

Аскетичность киноязыка и сочетание цветных и черно-белых кадров создают атмосферу этого уникального фильма, влияние которого на мировое кино сложно переоценить. Большую роль в создании уникальной поэтики "Сталкера" сыграла музыка Эдуарда Артемьева.

Производство фильма сопровождалось множеством проблем и заняло около трёх лет. При проявке первый вариант был практически полностью уничтожен — Тарковский переснимал картину трижды, каждый раз работая с разными операторами и художниками-постановщиками.

 

Картина получила приз экуменического жюри на Каннском кинофестивале 1980 года и заслужила особое упоминание жюри зрителей на МКФ в Порту в 1983 году. Премьера отреставрированной копии "Сталкера" состоялась на 73-м Венецианском международном кинофестивале в 2016 году и была приурочена к 30-летней годовщине смерти режиссера.